Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Характеристика героя Грушницкого, Герой нашего времени, Лермонтов

Цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Полное имя Грушницкого в романе не указано. Грушницкий - молодой военный:

"...Он только год в службе..."

Грушницкий - небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:

"...накануне отъезда из отцовской деревни..."

"...Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим..."

Воинское звание Грушницкого - юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:

"...Грушницкий – юнкер..."

"...я пари держу, что она не знает, что ты юнкер..."

"...он произведен в офицеры..."

Возраст Грушницкого - около 20 лет:

"...ему едва ли двадцать один год..."

Грушницкий - сослуживец и приятель Печорина:

"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..."

(о Грушницком) "...мы были когдато друзьями..."

О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:

"...Выразительное лицо его..."

"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..."

"...крутит усы левой рукой..."

"...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий служит на Кавказе в К... в полку:

"...причина, побудившая его вступить в К. полк..."

Во время службы на Кавказе Грушницкий получает ранение в ногу:

"...В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание..."

Грушницкий имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:

"...У него георгиевский солдатский крестик..."

"...сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу..."

Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия:

"...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится..."

Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:

"...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."

Грушницкий не очень хорошо танцует:

"...Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…"

Грушницкий - милый, забавный человек:

"...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тутто он, я думаю, старается!.."

"...ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!.."

Грушницкий - глупый человек:

"...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами..."

"...Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко..."

"...Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..."

Грушницкий - слабохарактерный человек:

"...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."

Грушницкий не разбирается в людях:

"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..."

Грушницкий - сентиментальный романтик:

"...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма..."

"...Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием..."

"...села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор..."

Грушницкий - страстный человек:

"...даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал..."

"...Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие..."

"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."

Грушницкий имеет мало опыта в общении с женщинами:

"...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин..."

"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.." (Грушницкий Печорину о себе)

Грушницкий - гордый человек:

"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..."

"...его гордая походка..."

"Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий - самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:

"...Грушницкий самодовольно улыбнулся..."

"...Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями..."

Грушницкий - самолюбивый человек:

"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.."

"...особенно самолюбие его оскорблено..."

Грушницкий - тщеславный человек. Он мечтает стать "героем романа" для какой-нибудь барышни:

"...Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное какимто тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий не умеет слушать других людей:

"...спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, повидимому имеющую какуюто связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи..."

Грушницкий говорит вычурно и важно:

"...Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания..." "...От княгини Лиговской, – сказал он очень важно..."

"...Послушай, – сказал Грушницкий очень важно..."

Грушницкий любит острить:

"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."

"...довольный плохим каламбуром, он развеселился..."

Грушницкий любит декламировать, произносить громкие речи:

"...Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий..."

Грушницкий любит производить эффект на окружающих. Он любит "рисоваться" и ведет себя как актер:

"...он из тех людей <...> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия..."

"...Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне..."

Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:

"...Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении..."

"...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем..."

"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель..."

"...Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня..."

Когда Грушницкого производят в офицеры, он так же с гордостью носит свой офицерский мундир:

"...армейский пехотный мундир..."

"...явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира.

К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

"...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."

"...Трус! – отвечал капитан..."

"...шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…"

Грушницкий - мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:

"...Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение..."


Грушницкий способен на подлость и обман:

"...но как признаться в таком подлом умысле?.."

"...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..."

"...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого)

"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."

Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни:

"...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..."

"...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.."

"...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете)

За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль:

"...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..."

В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:

"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..."

"...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."

— молодой юнкер, незадолго до событий романа произведенный в офицеры. На всем протяжении романа мы не узнаем имя персонажа, довольствуясь лишь фамилией. Внешне приятный от природы, по выражению автора: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.», Грушницкий уделяет особое отношение манерам, вычурно говоря и поспешно:

Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

Грушницкий не был богат, умен или остроумен. По выражению , с ним невозможно было спорить, так как юнкер был глух к собеседнику и использовал перерыв в речи оппонента для продолжения своих собственных слов. Его цель – сделаться героем романа — довольно далека от реальности, что, однако, не мешает ему самому в это верить. Впрочем, до определенного момента он замечательно вписывается в общую атмосферу провинциального общества, натужно копирующего высший свет.

Ввиду молодости, отсутствия житейского опыта и природного ума, Грушницкий зачастую смешно выглядит в глазах Печорина, который не упускает возможность отвлечься от скуки, ставя юнкера в неудобное положение. Несмотря на показную браваду, Грушницкий не является храбрецом, что в дальнейшем оборачивается для него плачевно. Практически все в Грушницком фальшиво. Ввиду раннего возраста и отсутствия значимых личных заслуг, юнкер занимается фрондерством.

Грушницкий идеально вписывается в масштаб провинциального города, коим являлся Пятигорск. Солдатская шинель и бессмысленные разговоры приводили в восторг провинциальным дам, у которых герой пользовался успехом. До тех пор пока рядом не оказался похожий человек, но иного, столичного, калибра. Обладая помыслами схожими с печоринскими, Грушницкий не смог составить ему достойного отпора. Ввязавшись в неравный спор, он был обречен.

Грушницкий — «провинциальное» отражение Печорина, соперник, в котором главный герой видит собственные черты, пороки и достоинства.

Трагедия Грушницкого в осознании того, что, несмотря на все свои попытки, он уступает Печорину по тем качествам, которые сам в себе ценит. Он не вхож в высшие слои Петербурга как Печорин, не столь богат, успешен у женщин. Он понимает, что Печорин для него недостижимая вершина, и чувство бессилия, эгоизм, замешанные на ревности и слепой обиде толкают юнкера на низкий поступок, на подлость в дуэли, которая оборачивается для него .

Только на дуэли Грушницкий осознает всю серьезность ситуации. Не имея за плечами жизненного опыта, и ведомый напыщенным самомнением, он дал возможность другим людям подвести себя под роковую черту. Раздавленный разочарованием от проигрыша Печорину, удушаемый гневом, он не слушается доводов разума, ставя на кон жизнь; в порыве гнева, прежде всего, к самому себе, он подписывает собственный :

– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Кто такой Грушницкий? Черты характера Грушницкого “Добрые свойства” Позерство Самовлюбленность Подлость Грушницкий – отражение Печорина

Кто такой Грушницкий?

В романе ” Герой нашего времени ” Грушницкий предстает перед нами в главе “Княжна Мери”. Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаем, что Грушницкий “носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель”. Эта шинель – его маска, “трагическая мантия”, которая

помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, “понял его”, и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что “когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге”. Характеристику Грушницкому в романе “Герой нашего времени” дает в основном Печорин. Из его журнала мы узнаем, что у этого персонажа под маской.

Черты характера Грушницкого
“Добрые свойства”

Надо отдать должное Печорину,

он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и “добрые свойства”.
Когда Грушницкий перестает играть свою роль, “он довольно мил и забавен” в общении с женщинами, “довольно остер” на язык и слывет храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами). Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет ее чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.

Позерство

Однако в целом образ Грушницкого в романе “Герой нашего времени” негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позерство. Его главное наслаждение – “производить эффект”. Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы. Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает “необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания”. Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило ее внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.

Самовлюбленность

Грушницкий настолько влюблен в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, “он не знает людей и их тонких струн”, потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удается довольно легко отбить у него княжну.

Подлость

К концу главы мы узнаем, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого. Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удается раскрыть этот коварный план. Ущемленное самолюбие не дает Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюбленность Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.


Другие работы по этой теме:

  1. Грушницкий Грушницкий - герой главы “Княжна Мери”. Он представляется читателю как юнкер, который, пребывая на Кавказских водах, выдает себя за разжалованного в солдаты офицера. Грушницкий...
  2. После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий...
  3. Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это...
  4. ­Дуэль Печорина и Грушницкого Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения...
  5. Печорин и Грушницкий из романа “Герой нашего времени” – два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели...
  6. Композиционная и идейная роль образа Грушницкого в романе. Грушницкий – пародия на Печорина. Система взглядов, определяющая поведение героев. – ограниченность Грушницкого; подлинное разочарование в...
  7. В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” происходит конфликт между Печориным, главным героем произведения, и Грушницким, который играет роль приятеля Печорина. Так почему же...
  8. В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин – “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего...

Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это их основная композиционная роль. Несмотря на это, они интересны читателю и сами по себе, поскольку в них отражается общественная жизнь людей, устои, нравы общества.

Таким персонажем выступает в произведении Грушницкий.

Белинский уверяет, что этот образ обозначает целый разряд людей подобного типа. По словам Лермонтова, они носят на своём лице модную маску разочарованного в жизни человека. Точно характеризует Грушницкого и сам Печорин, который говорит, что он просто позёр, стремящийся выдать себя за героя-романтика. Он выражается пафосными фразами, окружает себя возвышенными чувствами, исключительными страстями и даже страданиями. Главная цель Грушницкого – произвести на общество определённый эффект. На самом деле, его душа лишена любой поэзии, от этого героя за версту веет самоуверенностью, эгоизмом, самодовольством. Он никогда не слушает собеседника, не вступает с ним в диалог, потому что упоён только своей речью, ему интересен лишь он сам, а не другие люди.

Однако Грушницкий – не просто влюблённый в себя человек, он способен на низость, подлость. Именно он становиться источником сплетен о Печорине и Мери. Он соглашается на дуэль с абсолютно безоружным противником. На дуэли проявляются все самые низкие черты характера этого персонажа.

Личность Печорина особенно ярко выделяется на фоне молодёжи, к которой относится Грушницкий.

В повести «Княжна Мери» Грушницкий показан посредственностью, любящим пафос и громкие слова человеком. Этот персонаж для любой ситуации имеет заготовленные пышные фразы, которые он драпирует, украшает некими особыми чувствами, романтическими страданиями, страстями. Таким образом, Грушницкий играет модную юношескую роль – героя, разочарованного в себе и в жизни. Произвести должный эффект – главная его цель, основное наслаждение. Он специально носит потёртую шинель солдата, старается убедительно играть роль страдальца, которого разжаловали за какой-то смелый, но дерзкий поступок. Но это только пародия на Печорина, поэтому Грушницкий так его ненавидит. Он сам не слишком умён, а потому не может понять, увидеть, насколько Печорин выше его. Грушницкий находится в состоянии влюблённости, ему нравиться княжна Мери. Она тоже вначале уделяет ему особое внимание, но вскоре влюбляется в Печорина. Забытый Грушницкий злиться, ревнует, его ущемлённое самолюбие делает его опасным. Он собирает компанию, чтобы поиздеваться над Мери. Эти же люди нарочно не заряжают пистолет Печорина, когда тот вызывает Грушницкого на дуэль, обвинив в клевете. Эта откровенная подлость поражает главного героя. Простить подобное Печорин не может, и, перезарядив пистолет, убивает Грушницкого.

Грушницкий является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», написанного автором в 1838-1840 гг. Это молодой человек, юнкер, который в двадцать один год уже удостоен георгиевского креста. Грушницкий забавный малый, иногда слишком доверчив, его легко сбить с толку из-за ложных представлений о чести и достоинстве. Но в смерти он достигает настоящей исключительности. Не зря И. Анненский в статье «Юмор Лермонтова» называет его смерть прекрасной. Грушницкий выкрикивал запальчивые фразы в адрес своего противника, стоя под дулом его пистолета, искренне считая в тот момент, что Пятигорск – это весь мир, в котором им двоим тесно, нет места. Несомненно, с возрастом этот герой перебесился бы, стал более гибок, поумнел, да только время его ограничено нахождением в отпуске из-за ранения.

Печорин показывает нам, что Грушницкий излишне фанатичен в плане романтики. И, тем не менее, этот фанатизм становится ещё более очевидным в присутствии Печорина. Это происходит потому, что молодой человек польщён вниманием светского льва из Петербурга, хочет уподобиться ему, подражать, но, по сути, копирует лишь маску. Грушницкий, словно участник маскарада, который устроил Печорин. Именно в этом маскараде и представился случай юноше сыграть определённую роль в обществе в первый и последний раз.

Одно из отличительных свойств юнкера Грушницкого - отсутствие имени. Это не бросалось бы в глаза, будь он фигурой эпизодической, но его роль в истории с княжной Мери трудно преувеличить. Впрочем, вернемся к этому моменту чуть позже, пока просто отметим, что навряд ли М.Ю. Лермонтов случайно оставил Грушницкого безымянным.

Читатель смотрит на все происходящее глазами Печорина и, соответственно, образ молодого юнкера, произведенного впоследствии в офицеры, преподносится нам так же через призму восприятия главного героя. Характеристика приводится достаточно исчерпывающая, но трудно сказать, насколько объективная: у Григория Александровича весьма своеобразное мышление и нетривиальный взгляд на мир. В общих чертах - Грушницкий очень юн, ему всего двадцать один год, однако преисполнен желания казаться старше, опытнее и в известном смысле драматичнее - что, впрочем, вполне объясняется возрастом.

«Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…», «приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма…»

На самом-то деле, Печорин столь скептичен по одной простой причине: между ним и Грушницким больше общего, нежели бы он того желал. Однако в отличие от Печорина, Грушницкий находится в совершенной зависимости от окружения и, не обладая собственным острым умом, не может в результате справиться со своей ролью в ситуации, которую сам себе выстроил. Он является до известной степени кривым зеркалом Григория Александровича, пародией на него, что ли… Он тоже не любит княжну Мери, но его самолюбие отлично от самолюбия Печорина: тот проживает в себе людские черты и пороки, Грушницкий напротив пытается вписываться в не всегда совместимые между собой события и привнести в них некую трагико-романтическую ноту. Финал хорошо известен.

Оба героя - игроки, но Печорин не стоит на этой шахматной доске, скорее он внешне бесстрастно ведет эту партию. А Грушницкий, полный чувства собственной значимости, - обычная разменная фигура.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»

яйте!.. я себя презира- то есть когда он становится самим собой, не приукрашивая и не позируя. Проще - когда он не мозолит глаза Печорину своими неумелыми попытками вести игру.

Он не способен ни слушать, ни слышать; он может быть также язвителен в своих суждениях и оценках, но это вычурное, наносное: в действительности юнкер достаточно беспомощен и «никогда никого не убьет одним словом». При этом мстителен и мстителен мелочно: уязвленный равнодушием Мери, он громогласно возвещает, что видел Печорина ночью, когда тот спускался с ее балкона. Это уже откровенно ниже пояса! Начиная, собственно, с того, что это ложь, и никаких ночей Печорин в спальне княжны не проводил. А потом: княжна на водах с матерью, отца нет - кому защитить честь девушки, кому вступиться за нее, опровергнуть клевету? А ведь это заявление могло иметь самые пренеприятные последствия: публика на водах разносторонняя, мир слухами полнится, и… какова была бы дальнейшая судьба бедной барышни, которая вообще ни в чем, собственно, не виновата?!

Это подлость номер один. Подлость номер два - согласие на участие в дуэли на заведомо нечестных условиях. Уж лучше бы Грушницкий Печорина и в самом деле из-за угла ночью зарезал, что ли. Как-то проще и доступнее. Получается, снова пал жертвой своего романтического нарциссизма.

На взгляд Печорина, Грушницкий являет собой зрелище жалкое и отвратительное одновременно. В момент дуэли, когда маски сброшены, становится ясно, чем все же неплох Грушницкий, когда с него слетает позерская шелуха: в момент подлинной опасности, перед прямым выбором «смерть или бесчестие» он все же выбирает первое. Говорит же знаменитую фразу:

«Стреляйте!.. я себя презираю, а вас ненавижу».

Ненавидит потому что очень четко осознает, что проиграл - и проиграл по собственному почину.

Своему же болезненному самолюбию проиграл. Презирает по этой же причине - потому что отступать стало уже некуда, и выигрышного хода нет. Его становится жаль, как и всякого человека, попавшего в ловушку. Изначально он не хотел никому зла. В истории с княжной у него не было цели сделать ее несчастной, в этой игре он принимал участие от скуки (как и Печорин!) и бездействия на водах. Но пламенное самолюбие сослужило своему обладателю плохую службу, втянув в цепь фатальных для него событий.

Опять-таки в отличие от Печорина, он не может довести партию до конца, снова позволяя другим (в данном случае - драгунскому капитану) управлять ситуацией. Его инстинкт самосохранения слабее здравого смысла, он во власти эмоций.

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…».

Эти слова становятся последними. С них началось - ими и завершается. Ведь именно об этом говорит Печорин в начале повествования:

«я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Этой финальной фразой Грушницкий уже напрямую «отзеркаливает» Печорина. И сыплются осколки - эхом в горах…

К вопросу об имени, поднятом ранее. Его нет у Грушницкого, нет и у Вернера. Но у последнего есть кличка Мефистофель. Что, полагаю, также неспроста, но сейчас не об этом: Вернер также является своего рода искаженным отражением Печорина. Только в лучшую сторону - в нем сосредоточены положительные черты. Грушницкий напротив олицетворяет «темную сторону» Печорина. Как знать, может быть, нежеланием дать героям имена автор подчеркивал, что они не более, чем свойства натуры главного персонажа? Видя тело Грушницкого, Печорин не испытывает никакого торжества… равнодушно расставаясь с очередной собственной иллюзией.